Тренды в ресторанном бизнесе в 2024 году
Ресторанный бизнес, подобно всем остальным сферам, идет в ногу со временем. Поэтому совсем не удивительно, что в нем происходят изменения. Что-то становится модным, пользуется популярностью, а что-то уходит на второй план. Рассмотрим подробнее, что в тренде в общепите в 2024 году, к чему стоит готовиться, а о чем можно забыть.
От чего зависит ресторанный бизнес
Итак, перемены. Они происходят всегда. Так, например, в прошлом 2023 году все чаще люди стали приходить в кафе и рестораны не только для того, чтобы поесть, но и для получения новых эмоций и впечатлений. В текущем году, помимо эмоционального фона, в тренде гармоничное сочетание вкусных блюд и интересного оформления заведения, его концепции. Сейчас наибольшей популярностью пользуются те, кто сумел объединить оригинальную подачу и вкус в блюд с уникальным декором помещения, благодаря которым обычный прием пищи превращается в настоящее приключение.
От чего зависят тренды и, как следствие, заведения общепита? Есть несколько факторов:
- Экономика. Речь идет не только о ситуации внутри государства, но и о том, что происходит во всем мире. Глобальные кризисы приводят к уменьшению количества клиентов. Люди просто не могут тратить столько денег на еду вне дома, как раньше. Да и цены в ресторанах и кафе повышаются. Отчасти из-за сильного колебания курсов валют.
- Социальная сфера. Среди клиентов есть те, кому важна социальная ответственность. Поэтому они предпочитают те заведения общепита, которые участвуют в благотворительных акциях и экологических инициативах, принимают активное участие в жизни отдельного района, города в целом или даже региона.
- Внедрение инновационных технологий. Речь идет о новинках в обслуживании посетителей. Это может быть система бронирования столиков, возможность сделать онлайн заказ, мобильные приложения и т.д. Так, например, в одном из заведения Санкт-Петербурга появились интерактивные столы, представляющие собой большое сенсорное меню. После оформления заказа и до момента, пока его принесут, клиент может поиграть в интересные игры, например, в шахматы.
- Изменение вкусов. В последнее время все больше людей старается следить за своим здоровьем, поэтому в тренде «правильные» блюда, содержащие весь набор полезных веществ. Не стоит забывать и о вегетарианцах и веганах. Предназначенные для них кафе также пользуются немалым спросом.
Еще один важный фактор — конкуренция. Сейчас заведения общепита очень много. Можно сказать, что они находятся на каждом шагу. Поэтому для того, чтобы завоевать популярность и любовь клиентов, нужно чем-то заинтересовать их, выгодно выделяться на фоне остальных.
Тренд на правильное питание
Речь о том, что сейчас многим посетителям важно знать не только состав блюда, но и его калорийность, а также содержание белков, жиров и углеводов. Сюда же можно добавить наличие продуктов, которые могут вызвать аллергию. Такое желание есть у тех, кто придерживается принципов правильного питания и здорового образа в жизни в целом, у спортсменов, у людей которым приходится контролировать питание из-за аллергии, например, на лактозу или орехи.
Удовлетворить потребность посетителей можно, указывая в меню калорийность, КБЖУ и обязательно возможные аллергены. Причем, делать так стоит не только в ресторанах и кафе, но и в заведениях, которые готовят фаст-фуд. Согласитесь, человек быстрее купить тот же гамбургер, если будет знать его состав.
Какие еще тренды, связанные с питанием, актуальны в 2024?
- Растительные продукты. На пике популярности натуральные йогурты, фруктовые снеки, овощи. Они могут быть локальными, то есть, выращенными в данном регионе, и сезонными. Во втором случае заведения не используют для приготовления блюд и напитков продукты не по сезону. Пример — замороженные ягоды или овощные смеси в зимний период.
- Эко-сладости. Это продукция без добавления привычного всем сахара. Его заменяют агавовым сиропом, фруктозой и другими натуральными сахарозаменителями.
- Дары природы. Этот тренд подразумевает использование при приготовлении большого количества натуральных ягод, трав, грибов, овощей и т.д. Нет, мясо в меню тоже есть, но обязательно с овощами.
Кстати, остаются в тренде и набирают популярность заведения с адаптивным меню, например, для вегетарианцев или для тех, кто страдает от аллергии на тот или иной вид продуктов.
А что с эмоциями
Как сказано выше, сейчас многие люди ходят в кафе и рестораны не только для того, чтобы поесть, но и для получения новых впечатлений. Именно поэтому эмоциональная составляющая играет такую важную роль. Она включает в себя вкусные и красиво оформленные блюда, правильно подобранную цветовую гамму интерьера, ненавязчивую расслабляющую музыку и т.д. Но самый главный нюанс — общение сотрудников с гостями.
Поведение персонала может либо поднять настроение, либо испортить его. Поэтому стоит внимательно изучать потенциальных сотрудников. Важно, чтобы у них был оптимистичный настрой, харизма и способность находить общий язык с клиентами. Специалисты по работе с персоналом говорят, что для получения полной информации достаточно полуторачасового собеседования. За это время можно понять, как человек будет вести себя на работе.
Тренд на доставку
Этот сервис пользуется, пожалуй, наибольшей популярностью. Почему? Согласно статистике, только в России около 14% россиян работают удаленно и 35% чередуют работу дома и в офисе. Такой формат работы часто не оставляет времени на приготовление даже простых блюд. Поэтому доставка еды на дом пользуется большим спросом. Понимая это, многие кафе и рестораны активно расширяют меню и улучшают условия для оформления/получения онлайн-заказов.
Тренд на доставку зародился давно, но особую популярность приобрел после пандемии. Что самое интересное, с того времени она не падает, а только растет. Большинство заведений предпочитают работать с клиентами без прямого контакта, например, через мобильные приложения или специальные терминалы. При этом важно обращать внимание на ряд нюансов:
- Меню. Важно, чтобы приготовленные блюда подходили для транспортировки, то есть, не теряли вкус и качество на протяжении нескольких часов.
- Доставка. Стоит заранее решить, как заведение будет развозить заказы. Варианта всего 2: своими силами и с помощью внешних служб. Как вариант — такси.
Также следует рассмотреть особенности упаковки. Хорошо, когда есть несколько видов, предназначенных не только для разных продуктов, но и для разных сроков доставки.
Фудтраки — есть ли у них будущее
Ответ утвердительный. Более того, сейчас мобильная торговля как раз в тренде. Это может быть любое подходящее транспортное средство, в которое встроили кухонное оборудование, или привычный всем фургон. Причин популярности много:
- Уличная еда всегда пользуется спросом. Особенно вкусная и безопасная.
- Первоначальные вложения гораздо меньше, чем в случае со стационарными заведениями общественного питания.
- Есть возможность быстро поменять место продажи, например, к вечеру переехать в многолюдный парк.
Кстати, особенно востребованными фудтраки являются в курортных и туристических городах.
Интересно, что мобильная торговля развивается ускоренными темпами не только из-за востребованности фаст-фуда среди потребителей. Поддержку оказывает и государство. Фудтраки можно приобрести по лизинговым программам. Также есть возможность получить кредит по льготной ставке, поучаствовать в программе субсидирования или получить место для установки фургона.
Азия навсегда в сердце
Азиатская кухня вызывает много разговоров и споров. Это огромнейший ассортимент блюд и напитков на любой вкус. В основе лежат рецепты Тайланда, Китая, Японии, Вьетнама, Кореи. Иногда встречаются блюда из Индии. Стоит отметить, что азиатская кухня воспринимается не единым целым, а отдельными позициями. Так, например, особой популярностью пользуется суп Том-ям.
Сейчас азиатская кухня проходит переосмысление. В меню все чаще появляются изысканные супы, необычные блюда, приготовленные на гриле и т.д. Часто рестораторы принимают решение адаптировать восточные рецепты под европейские, но при этом сохранить основу.
Винная культура
Что касается алкоголя, сейчас неотъемлемой частью многих ресторанов стали винные карты с широким ассортиментом. Еще несколько лет назад вино связывали исключительно с праздниками. Однако сегодня интерес к этому напитку растет с каждым днем. Поэтому в общепите часто встречаются винные бары, проводятся дегустации и мастер-классы, лекции. Одной из причин такой популярности стало активно развитие российского виноделия, благодаря которому карты пополнились новыми позициями, не уступающими качеством привычным маркам вина.
Интересно, что изменилось не только отношение к вину, но и вкусы. Игристые напитки, которые раньше употребляли преимущественно на праздники, сейчас становятся частыми гостями на ужине. Мужчины больше не отказываются от белого вина, ранее считавшимся женским, а представительницы прекрасного пола — от красного.
Не забыть о технологиях
Да, использование технологических новинок тоже в тренде. Есть 3 примера. Первый — бесконтактное меню. Клиент просто сканирует QR-код своим устройством и попадает в цифровое меню, из которого может и оформить заказ, и оплатить.
Второй — терминалы самообслуживания. Они есть уже во многих сетевых заведениях общепита. Какая от них польза?
- Не нужно стоять в очереди для того, чтобы сделать заказ.
- В меню часто есть дополнительные ингредиенты, которые может забыть предложить официант или кассир.
- Изображения блюд привлекают внимание и мотивируют их заказать.
- Можно применять промокоды и участвовать в программах лояльности.
Третий пример — роботы-официанты. Это идеальные сотрудники, которые не устают, правильно считают и всегда запоминают заказ. И это еще не все, они никогда не уронят поднос и не перепутают, кому несли блюдо. Большой плюс — интерес со стороны посетителей всех возрастов.
Итак, в 2024 году актуальны как прошлогодние тренды, так и новые. Все так же растет спрос на блюда, приготовленные по принципам правильного питания, а также с точным указанием КБЖУ. Не теряет своих позиций азиатская кухня, доставка готовых блюд из ресторанов домой или в офисы. В тренде создание в ресторане или кафе особой обстановки, которая улучшит эмоциональное состояние гостей. И, конечно же, инновационные технологии. Согласитесь, робот в роли официанта и интерактивное меню гораздо интереснее привычных.